УПРАВЛЕНИЕ ГРУППОВОЙ ЭНЕРГЕТИКОЙ
Отрывок из книги А.Браткина, И.Скоробогатовой «Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов»
Отдельная составляющая работы тренера – управление групповой энергетикой.
Для управления энергетикой мало проводить тонизирующие разминки в начале занятия и по мере наступления утомления – упражнения для отдыха и для разрядки.
Варьировать энергетику группы позволяет сочетание разнообразных форм работы:
- индивидуальной;
- в подгруппах;
- общегрупповой.
Их желательно чередовать, чтобы не вызвать у участников ощущения однообразия и монотонности.
Известно, что на определенном этапе развития группы в ней нарастает напряжение и возникают сопротивление и агрессия. Их проработка – отдельная составляющая работы тренера.
Сопротивление защищает личность от переживаний, связанных с ситуацией неопределенности, напряжения, возникающих в тренинге.
Основные проявления сопротивления в тренинге – непродуктивные споры, отказ от выполнения упражнений, демонстрация скуки.
Сопротивление усиливается при нарушении психологической безопасности, когда существует угроза самооценке и при высокой степени новизны информации. Новая информация – это всегда вызов привычной точке зрения, и вначале она часто отторгается.
Внешним фактором, усиливающим недовольство, бывает столь популярное сейчас проведение тренингов в выходные дни.
Нельзя не отметить, что сопротивление может быть и защитой группы от непрофессиональной работы тренера.
Агрессия группы – штука, прямо скажем, малоприятная, но при правильном подходе к ней – позитивная, приводящая группу к преодолению сопротивления и сплочению. Неправильный подход к агрессии приводит к тому, что большая часть тренингового времени будет потрачена на бесплодные споры и конфронтацию.
К проявлениям и проработке групповой агрессии опытный тренер должен быть всегда готов. Негативных высказываний участников не следует бояться, они зачастую вовсе не означают, что тренер что-то сделал не так или тренинг плохо подготовлен (хотя бывают, конечно, исключения).
Есть различные способы работы с групповой агрессией:
1. Наращивание агрессии.
Для этого используются:
- запланированный неуспех группы или отдельных участников при выполнении упражнения
- малопонятное или бессмысленное задание;
- нечеткая инструкция к упражнению;
- проведение одного упражнения за другим без обсуждения;
- недостаточное обсуждение упражнения;
- некоторая умышленная «бестолковость» ведущего
- неструктурированный тренинг.
Естественно, мы говорим о ситуации, в которой тренер совершает все вышеперечисленные действия осознанно, понимая, что и зачем он делает. Будучи незапланированным, неумышленным, все то же самое является ошибкой тренера.
В результате использования этих приемов участники недовольны и к тому же лишены возможности высказаться. Копится эмоциональное напряжение, происходит нарастание агрессии в группе.
В этот момент ведущий «приоткрывает клапан», проводя обсуждение процесса тренинга и позволяя выплеснуться негативным эмоциям («отрабатывает агрессию»).
После такой «разрядки» в группе возникает эмоциональный контакт, лучшее понимание и сплочение, становится возможна высокоэффективная работа.
2. Ненакапливание, постоянное «вымывание» агрессии с помощью специальных приемов.
Это – энерговыпускающие упражнения и обсуждение всех упражнений, включая разминки. Обсуждение подразумевает объяснение реальных или оглашаемых целей, придание происходящему осмысленности и понимания.
Хэппи-энд, удовольствие и эмоциональный подъем группы, возникающий в конце занятий при умелом введении тренинга, - важная составляющая групповой динамики.
Эта групповая эйфория способствует не только положительной оценке тренинга участниками, но и, что еще более важно, влечет за собой большее желание использовать результаты и применять полученные знания на практике.