Модель тренерских компетенций
Разработана Российской Академией Бизнес Образования (РАБО)в целях профессиональной аттестации бизнес-тренеров
Разработка тренинга
- Подробно выясняет потребность клиента перед разработкой тренинговой программы.
- Определяет цели программы – изменения в уровне навыков, знаниях, установках.
- Разрабатывает структурированную программу с четко прослеживаемой логикой
- Создает гармоничный дизайн тренинга, умело чередуя различные виды активности
- Предусматривает механизмы оценки эффективности тренинга
- При презентации программы оперирует запросами, озвученными клиентом
Проведение тренинга
Навыки презентации:
- Ясно излагает содержание тренинга (бизнеc-технологию)
- Иллюстрирует содержание примерами из своего или чужого бизнес-опыта.
- Связывает смысловые блоки содержания
- Демонстрирует актуальность и применимость бизнес-технологии для конкретного клиента (участника)
- Адаптирует уровень изложения материала к уровню группы, не искажая при этом сути бизнес-технологии
- На собственном примере демонстрирует применение изучаемых бизнес-технологий на практике
- Использует различные медиа-средства - презентации, видео-материал
Навыки управления содержанием тренинга:
- Четко ставит задачу для выполнения группой (дает инструкции)
- После выполнения задания задает вопросы, согласованные с целью выполнения данного задания
- Фиксирует значимые идеи, звучащие в ходе обсуждения: резюмирует, записывает на флипчарте.
- Дает удовлетворяющие участников ответы на вопросы и возражения
- В конце каждого смыслового блока резюмирует произошедшее, делает выводы и подводит итоги
- Проверяет понимание группой материала
Навыки управления поведением участников их взаимодействием:
- Управляет временем
- Создает удобное и необходимое для эффективной работы пространство
- Уделяет внимание каждому участнику
- Поощряет участников, мотивирует их на активную работу
- Разрешает возникающие конфликты и снижает неконструктивное напряжение
- Сохраняет спокойствие и самоконтроль при различных проявлениях участников
- Конструктивно реагирует на любое проявление группы
- При необходимости оперативно корректирует исходный сценарий тренинга
Навыки коммуникации
- Быстро налаживает конструктивный контакт с участниками
- Использует обращение к участникам по именам
- Обладает навыками активного слушания и адекватно их использует: уточнение, вопросы, пересказа, дальнейшее развитие мыслей собеседника (проговаривание подтекста)
- Грамотно говорит
- Невербальные проявления соответствуют содержанию речи
- Уместно использует юмор
Навыки обратной связи
- Дает участникам обратную связь по результатам практических заданий и в ходе фасилитации
- При подаче обратной связи соблюдает баланс позитивной и негативной
- Описывает действия участников, воздерживается от личностных оценок
- Описывает оптимальный вариант поведения или задает вопросы, побуждающие к его осознанию
Формирует и поддерживает тренинговую среду, соответствующую целям обучения
- подбирает методические средства в соответствии с целями обучения
- содержание заданий согласовано с темой тренинга и особенностями организации
- предоставляемая информация подобрана и структурирована в соответствии с темами
- стиль поведения тренера соответствует содержанию и целям тренинга, способствует достижению участниками целей тренинга
- организация пространства и график тренинга, применяемые оборудование и материалы соответствует целям обучения
Оценка эффективности и поддержка результатов тренинга
- Оценивает эффективность тренинга на различных уровнях: отношения, знания и навыки.
- Дает рекомендации по применению навыков с учетом специфики конкретной компании и бизнес-ситуации.
- Предлагает пути и способы дальнейшего развития полученных навыков (чтение специальной литературы, практические упражнения, дополнительные программы обучения и т.д.)
- Отлеживает влияние тренинга на изменение поведения участников
- При необходимости проводит пост-тренинговые мероприятия для закрепления полученных на тренинге навыков (коучинг-сессии, встречи по обмену опытом и т.д.) –
- При необходимости предлагает новые обучающие программы, органично дополняющие пройденную, и способствующие дальнейшему развитию навыков.