ЧЕМ КОУЧИНГ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ СПОСОБОВ РАБОТЫ?
Один из распространенных вопросов в отношении коучинга: «Чем коучинг отличается от других способов работы?». Отвечая на этот вопрос, Марина ШОРЕЦ - коуч, бизнес-тренер и бизнес-консультант, приводит подробный сравнительный анализ коучинга и других форм работы с клиентом в бизнесе.
Вывод, который делает автор: "Коучинг не отрицает и не заменяет другие формы работы. Лучшее для специлаиста по работе с персоналом - добавить в свой личный инструментарий методики коучинга и благодаря этому становиться эффективнее и успешнее". Итак...
1. Коучинг и инструктаж
В процессе коучинга вы ...
|
Инструктируя, вы ... |
Вступаете в диалог с другими и активно вовлекаете их в процесс | Читаете лекцию. Ожидаете от учеников пассивного поведения |
Даете людям больший контроль над скоростью процесса | Сами контролируете объемы информации |
Ведете людей и вместе с ними вырабатываете решение или метод | Часто говорите людям, что им следует делать |
Полагаетесь на силу личных отношений | Можете держать дистанцию и сохранять беспристрастность |
Ставите задачи и обсуждаете действия, используете ошибки как возможность поучиться | Даете ответы на вопросы, стараетесь избежать ошибок ученика |
Инструктаж используется, когда: Нужно сообщить четкую информацию об определенных действиях (правила пожарной безопасности). Есть четкая последовательность в действиях ("включи кнопку 1, теперь кнопку 2…")
|
|
ПРИМЕР: Коуч : Какой цели вы хотели бы достичь? Клиент: Я хочу выгулять свою собаку. Коуч: Теперь, когда вы наметили важную для вас цель, что вы сделаете, чтобы ее достичь? Клиент: Возможно я… |
Инструктор : «Для того, чтобы выгулять собаку, необходимо проделать следующие действия. Позвать собаку, надеть на нее ошейник, выйти во двор. Записали?» |
2. Коучинг и наставничество
Коучинг
|
Наставничество |
Относится к конкретной задаче, умению или сфере деятельности. | Общий процесс, охватывает широкий диапазон проблем |
Выработка новых и уникальных решений. Поощрение искать свои собственные решения | Передача уже существующих знаний или профессиональных навыков |
Коучинг - это взаимодействие партнеров | Наставник – сотрудник, который имеет больше опыта в определенных вопросах. Часто занимает более высокое положение. |
Коуч передает ответственность за выбор направления и за контроль самому человеку | Наставник направляет подопечного и контролирует его действия |
Поощряет человека самого искать и пробовать разные методы | Наставник может дать образец для подражания |
Наставничество часто используется: В больших компания, где много внимания уделяется сохранению традиций.В ситуации, когда очень важны именно практические навыки работы (банк – работа с VIP клиентами)
|
|
ПРИМЕР: Коуч: «Чтобы добиться успеха в этой деятельности, какие цели вы перед собой ставите? Как будете к ним идти? Что может вам помешать?» |
Наставник: «Знаешь, когда я сам начинал работать в этом отделе, у меня возникали такие же вопросы. И вот что я сделал… Как ты считаешь, в твоей ситуации это сработает?» |
3. Коучинг и психотерапия (гештальт, психоанализ, психодрама)
В процессе коучинга вы ...
|
Когда вы проводите терапию, вы ... | |
Коуч работает в одной рабочей плоскости - плоскости цели (постановка цели, достижение, результат) | Психотерапевт спускается в глубину переживаний человека . | |
Коучинг не работает с травмами и болью прошлого | Почти все психотерапевтические школы пристально рассматривают прошлое пациента | |
Коучер имеет дело с клиентом | Терапевты говорят «Мой пациент…» | |
Коучинг фокусируется на будущих возможностях | Терапевт любит спросить о прошлых ошибках и переживаниях | |
Коуч работает с людьми, которые хотят чего-то добиться, приобрести | Терапия помогает освободиться от… | |
Предложите клиенту несколько часов терапии, если : он много жалуется, говорит о своем бессилии что-либо изменить, плачет, не разбирается в своих чувствах.
|
||
ПРИМЕР: Коуч: «Как вы можете изменить эту ситуацию?» |
Терапевт: «А что вас беспокоит в этой ситуации?» |
|
4. Коучинг и классическое управление
Коучинг
|
Классический менеджмент | |
Помогает сформулировать задачи | Ставит задачи | |
Обсуждает результаты, планирует достижение следующей цели | Контролирует и процесс, и результат работы | |
Ищет собственные мотивы человека, учится на ошибках, стимулирует успехи | Использует систему поощрения - наказания | |
«Подбирает» компанию под цели человека; согласует цели сотрудника и цели компании | Следит за тем, чтобы сотрудники достигали целей компании | |
Классическое управление эффективно в ситуациях : Кризисные ситуации. Нужно срочно сделать определенную работу определенным образом. При "приготовлении лекарства по рецепту".
|
||
ПРИМЕР: Коуч: «Принесите мне отчет о продажах в 18.30» |
КМ: «Возьмите данные у всех продавцов, запишите их в отчетную форму №2, принесите мне в 18.30 в распечатанном виде» |
|
|
|
5. Коучинг и бизнес-консультирование
Коучинг
|
Бизнес-консультирование |
Коучинг - это взаимодействие партнеров | Консультант дает советы и рекомендации |
Коучер меняет структуру. Помогает изменить взаимодействие, цели и задачи. | Бизнес консультант решает проблему и конкретные задачи |
Клиенты вовлечены в процесс изменения себя и своей деятельности в бизнесе и в жизни | Клиент получает один (несколько) вариантов правильных действий. Дальше – его ответственность. |
Чаще ставит цели и помогает их достичь | Чаще решает проблемы |
Коуч смещает фокус внимания на будущее, разрабатывает маршрут движения к поставленной цели | Каковы причины возникших проблем? Что в прошлом опыте, привело к настоящему положению вещей? В результате исследования даётся экспертная оценка данного вопроса. |
Коуч не должен быть экспертом в проблемной области. Он - эксперт в раскрытии собственных возможностей клиента | Консультант обычно является специалистом в определённой области бизнеса или знаний |
Бизнес консультирование: Эффективно, если нужно ответить на конкретный вопрос, решить проблему / задачу. Если клиент предпочитает применить уже испытанный и надежный способ организации бизнеса.
|
|
ПРИМЕР: Коуч: «Что вам мешает эффективно организовать сбыт? Какие есть возможности для преодоления этих помех?»
|
БК: «Я изучил ситуацию и предлагаю вам несколько вариантов организации сбыта на вашем предприятии». |
6. Коучинг и тренинг
Коучинг
|
Тренинг |
Цель коучинга – научить учиться, сделать человека способным к самостоятельному обучению | Цель тренинга развить у участников определенные навыки (умения, знания) |
Коуч использует ошибки как материал для развития | Участники видят свои ошибки со стороны и составляют план по их исправлению |
В результате человек сам решает, как он будет выполнять данную работу | В результате индивидуум овладевает инструментами для выполнения … |
Человек научается реагировать на ситуацию спонтанно и осознанно | Доведения до автоматизма навыков работы в определенных ситуациях |
Тренинг: Используйте, если нужно закрепить определенные навыки, отработать их. Если есть несколько человек, которые нуждаются в усилении определенного навыка; Группа настроена обучаться, а не изменять себя.
|
|
ПРИМЕР: Коуч: «Что вам нудно сделать, чтобы достичь результата?»
|
Тренер: «Сделайте это… Вот здесь хорошо, а здесь можно по-другому» |
ВЫВОДЫ. Что делать:
- Используя коучинг, вы сможете существенно увеличить эффективность любого из методов.
- Коучинг не является единственным решением в любой ситуации. Прежде чем предлагать коучинг, трезво оценить ситуацию клиента.
- Осознавайте не только возможности, но и ограничения каждого метода.
Успехов вам и вашим клиентам!
Вы можете сами задать вопрос Марине ШОРЕЦ, написав по адресу Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. Вопросы и ответы на них будут опубликованы на сайте.
В ближайших публикациях Марина ШОРЕЦ расскажет:
- Что полезного может дать коучинг?
- Какие навыки необходимы коучу?